Крещение на Камчатке: от давних времен до наших дней
Традиции празднования Крещения Господня существуют на Камчатке уже более трех столетий. Как и 300 лет назад, Крещение остается одним из важнейших культовых и светских праздников региона
Россия делится на одиннадцать временных зон, поэтому начало каждого праздника растягивается в РФ на одиннадцать часов. Первыми начало каждого нового дня и каждого праздника встречают жители Камчатки, затем к ним поочередно присоединяются сибиряки, жители центральной части страны, Санкт-Петербург и калининградцы. Не стало исключением и Крещение, первое и самое важное христианское таинство и великий праздник, посвященный крещению Иисуса Христа в водах Иордана.
18 января на Камчатке проходят первые в стране вечерние крещенские службы, самыми первыми жители полуострова устраивают крещенские купания. В целом местные традиции празднования Богоявления (второе название православного праздника Крещение Господне) совпадают с традициями других регионов Российской Федерации, но есть здесь и свои особенности. Так, зачастую купания проходят без иордани. Причина кроется не в какой-то особенной трактовке Библии и вовсе не связаны с культовой стороной вопроса. Дело в том, что делать традиционные проруби-иордани нередко не позволяет погода, поэтому самые смелые купальщики окунаются в холодную воду прямо с берега.
Крещение Господне на Камчатке: наши дни
В наше время на Камчатке на крещенские праздники официально устраивают одиннадцать купален. Самая главная купальня Петропавловска-Камчатского организуется напротив Озерновской косы с памятником Петру и Павлу в Авачинской бухте. Еще одно постоянное место крещенских купаний - микрорайон Сероглазка. Оборудуется купальня и на территории церкви Александра Невского, тоже в центральной части города. Организация подвоза воды для освящения и обеспечение безопасности купальщиков средствами ГИМС МЧС РФ проводится централизованно.
Например, В 2017 году официально освятили три купальни. Одну у храма Сергия Радонежского у Северо-Восточного шоссе, одну в Авачинской бухте у храма иконы Казанской Божьей Матери в поселке Авача, и еще одну на центральной площади Петропавловска-Камчатского у главной городской елки. Возле купальни на площади Ленина установили две палатки для переодевания купальщиков. Всех озябших бесплатно поили горячим чаем, а около морских иорданей безопасность купающихся обеспечивали порядка семидесяти сотрудников МЧС.
Крещение Камчатки: страницы истории
Первые русские увидели западное побережье Камчатки в 1651 году. Первый православный священник ступил на землю полуострова лишь через полстолетия, в 1705 году. Этим священником был архимандрит Мартиниан, прибывший по поручению митрополита Тобольского и Сибирского "для проповеди слова Божия". Сохранился наказ 1713 года "о строительстве на Камчатке церкви Божии" и "привлечении иноземцев [местных племен] ко христианской вере". Поначалу процесс шел "со скрипом" из-за сложных взаимоотношений пришлых русских с аборигенами, а также из-за особенностей менталитета и мировосприятия коряков и ительменов. Приказчики драли с местных по три шкуры, пользуясь удаленностью от Москвы и слабостью контроля со стороны центральных российских властей. Камчадалы экстраполировали ненависть к приказчикам на всех русских, на почве чего нередко происходили межэтнические конфликты. В результате одного из них был убит архимандрит Мартиниан.
Со временем представители церкви обнаружили, что в верованиях местных жителей очень много христианского. Дело сразу пошло легче. Так, оказалось, что ительмены и коряки веруют в Бога Творца, силу жертвенной крови и бессмертие человеческой души. Общие моменты в религиозных представлениях закладывали хорошую базу для сближения и крещения камчадалов.
Особо бурную деятельность по обращению аборигенов в истинную веру развернул И.П. Козыревский, постриженный Мартинианом в монахи под именем Игнатий незадолго до собственной гибели от рук камчадалов. Козыревский основал пустынь, "филиал" якутского Спасского монастыря. Рядом с пустынью Успения Божьей Матери Игнатий построил богадельню и поставил часовенку. Однако впоследствии Козыревский впал в опалу из-за старых прегрешений и был отправлен на каторгу.
Тем не менее, православие все сильнее укреплялось на Камчатке. Один за другим появлялись храмы и монастыри, в край прибывали все новые и новые представители церкви и носители православной веры из центральных регионов необъятной империи. Все больше коренных местных жителей знакомилось с таинством крещения и полностью принимало религиозную концепцию пришельцев из-за уральских гор. Одновременно с распространением и усилением православной веры распространялись и церковные праздники, в том числе и Крещение Господне с вечерними службами, освящением воды и массовыми крещенскими купаниями. С теологической точки зрения, за прошедшие три столетия особенности празднования Крещения практически ничего не изменилось. И в этой незыблемости давних традиций многие сотни и тысячи людей находят преемственность поколений, единение с бесчисленными предками и точку опоры в нашем быстро меняющемся и нестабильном мире. И сегодня, как и триста лет назад, Крещение Господне остается одним из важнейших культовых и светских празднеств Камчатского края Российской Федерации.
Популярные туры Kamchatkaland
Готовые программы для вашего путешествия и отдыха по Камчатке