Коренные народы.

Коренные народы и жители Камчатки: волшебная история из глубины веков!

До прихода казаков на Камчатку, здесь мирно уживались коренные жители эвены, чукчи, коряки. Они хранили тайны этой земли, бережно относились к ее богатствам и почитали своих богов.

Разве бывает такое, чтобы целые народы могли затеряться во времени? Да, если вспомнить Северную Пацифику, невообразимую Берингию, вот только еще осталось на земле то, что способно их оживить. Это легенды, песни, обычаи, в которых красной нитью проходят таинственные сообщения о тех, кто жил по-особенному, кто думал иначе, кто знал великие Тайны...

Коренные народы Камчатки: кто это?

Ученые уже не первое десятилетие спорят по поводу того, кто именно из народностей поселился первым на территории побережья на севере Великого океана. Эта территория носит название - Северная Пацифика.

Для непросвещенного человека в этих народах нет никакой принципиальной разницы, ведь у них схожи и внешние черты, и культура, и образ жизни, и даже язык, плюс, поклонение великому Божеству, Ворону!

коренные народы Камчатки.

Так, в чем же разница, чем отличаются друг от друга коренные народы камчатки? Еще Георг Стеллер начал разработку данного вопроса, так как самым первым встретился в Америке с индейцами, попав туда прямиком из Камчатки. Там он и познакомился с ительменами, одним из древнейших народов на северотихоокеанском побережье. Его выводы были поразительными и сводились к тому, что есть много схожего с индейским образом жизни. Более того, Георг предполагал, что, возможно, это одно и то же племя!

Исследования продолжаются!

Феномен тогда так и не был разгадан, и в 60-х годах прошлого столетия ответы продолжал искать Николай Диков, проводящий раскопки, конечно, на Камчатке, находясь на берегу известного своей красотой Ушковского озера.

Николай Диков.

Ему-то и принадлежит открытие, без преувеличения, мирового масштаба. Ученый нашел древнее захоронение жителей, возрастом более 15 000 лет. Самое интересное, что сама манера этого захоронения коренным образом отличалась от той, которая была принята у камчатских народов. Сходство наблюдалось с племенами индейцев из Северной Америки. Они-то и посыпали охрой покойников перед преданием тела земле.

Таким образом, мы видим, что на этой части земли сокрыто множество тайн, которые еще предстоит разгадать!

Изучаем жителей Камчатки детально!

После ительменов, о которых уже шла речь выше, на эту землю пришли чукчи и коряки, которые также являются коренными жителями Камчатки. Существуют различные мнения, но ученые все-таки ближе к тому, что случилось это порядка 500-800 лет назад. Племена были вытеснены из Восточной Сибири иными палеоазиатами, настроенными воинственно.

Народы Камчатки семьей.

Айны - это отдельная история, которая покрыта дымкой тайны, ведь никто не может доподлинно сказать, как и почему они появились тут, называя себя курильцами. Самое главное, что и язык у них весьма необычен. Только недавно стало понятно, что он схож с ... языком одного из древних аборигенских племен в далекой Австралии!

Эти коренные жители Камчатки, к слову, жили и на территории Японских островов, а после оккупации ушли в поисках того места, которое бы приняло их, дало возможность почувствовать гармонию с этим миром. Русские землепроходцы называли айнов «мохнатыми» за их характерные бороды.

Коренные малочисленные народы севера Камчатки «под микроскопом»!

Итак, на данной земле, на Камчатке, проживали такие малочисленные народы, как:

Их история заслуживает подробного изучения, и в рамках этой публикации мы рассмотрим некоторые племена более детально!

Да, история аборигенов строится на базе археологических данных и открытий, которые сложно назвать полными. Они получены в разное время разными исследователями, но «старт» интереса к Камчатке начался в XIX веке, а ведь заселена земля была - около 15 000 лет назад, так что, как уже было замечено выше, нас ждет впереди еще много открытий, или, наоборот, некоторые детали навсегда останутся тайной...

Сегодня принято выделять 4 группы коренных народностей Камчатки. Они присутствовали в списке выше и подчеркнуты. Да, у коряков, эвенов, чукчей, ительменов имеется и собственная неповторимая культура, и язык, и древние традиции с обычаями.

Знакомство с коряками

Это основное население, обитающее на севере Камчатки с собственным автономным округом. Если «копнуть» семантику названия народа, то, по мнению Крашенинникова и Стеллера, корни лежат в слове «хора», то есть «олень». Коряки сами себя так никогда не называют. Вообще тема названий очень интересна и глубока. Так, обитатели побережья всегда называли сами себя нымыланами, что означает в переводе на русский язык - «обитатели оседлых селений», а кочевники, занимающиеся выпасом оленей в тундре, говорили о себе, как о «чавчувенах», что переводится просто «оленные люди»!

Коряки замечательно разбираются в множестве домашних промыслов. Эти жители режут по дереву и кости, обрабатывают металлы, создавая известные по всему миру паренские ножи, а также изготавливают национальную одежду и ковры, вышивают бисером.

Чавчувены, являющиеся коренными жителями Камчатки, сделали оленеводство своим основным промыслом. Более того, по сути, оно было единственным, так как олень, это животное, смог дать им и еду, и одежду (кухлянки, малахаи, трбасы шились из шкур), и жилье, так как яранги строились также из шкуры оленя, плюс, из костей мастера создавали орудия труда. Естественно, олени же выступали и в качестве средства передвижения для коряков.

Коренные народы и жители.

Нымыланы же занимались, как правило, рыболовно-охотничьим типом хозяйства. Они делали специальные сети из крапивы и добывали в реках рыбу. Это тяжелый труд, так как, чтобы создать такую сеть, приходилось потратить порядка 2 лет, а служила она - только год. Выходил народ и в море на байдарках. Последние обтягивались шкурами. Охота велась на лахтака, нерпу, даже кита. Метался гарпун, а после киты добивались копьями, оснащенными наконечниками из камня. Охота была острой необходимостью, так как даже шкуры морских обитателей использовались не для «красоты», а для обтяжки лодок, пошива одежды и обуви, сумок и ремней.

Эти загадочные ительмены

Что касается ительменов, то название народа можно перевести, как «живущие здесь». Очень символично. Следует отметить и границы расселения, где южная - это мыс Лопатка, а северная - реки Тигиль и Ука.

В теплое время года ительмены проводили все время на воде. Они передвигались по рекам на изготовленных собственноручно из древесины тополя лодках-батах колодообразной формы. Занимались племена ловлей рыбы, опять же сетями из крапивы. Но также они и строили на реках ловушки.

Камчатские жители.

Из-за того, что о запасах соли не могло быть и речи, то и заготовка ощутимых запасов рыбы не представлялась возможной. Посему охота на соболя, лису, медведя, баранов (горных) также была равнозначным рыболовному делу занятием. На побережьях охота велась на каланов, тюленей и другого морского зверя.

Интересно, что женщины-ительменки носили парики, а также самой почетной считалась та дама, у которой парик был самым роскошным. Молоденькие девушки традиционно заплетали свои черные волосы во множество тонких косичек, а сверху надевали особые «шапочки», также сплетенные из волос.

Национальная одежда народов и жителей.

Об одежде народов Камчатки также можно рассказывать очень долго, так как у ительменов она была весьма и весьма своеобразной, сшитой из шкуры и кожи лисиц, соболей, собак, для украшения добавлялись опушки по вороту, рукавам, подолу.

Особенности эвенов!

Да, эвены, если сравнивать с другими камчатскими аборигенами, стоят несколько обособленно, а по своему происхождению - ближе к тунгусам.

Их предки пришли на Камчатку еще в XVII веке. Именно тогда они и оценили по достоинству возможности занятия оленеводством, изменив традиционной охоте. Русские называли эвенов, которые кочевали по Охотскому побережью, ламутами, что означает «живущие подле моря», пастухов - орочами (то есть опять же «оленные люди»). Впрочем, не только охота и оленеводство привлекали народ, так как «живущие подле моря» также вполне логично занимались и ловлей рыбы, и зверобойным промыслом в морских водах.

В почете у эвенов всегда было кузнечное дело, которое здесь развивалось, и среди представителей племени присутствовали настоящие мастера.

В качестве жилища у камчатских эвенов выступал чум циллиндрическо-конической формы. Больше он напоминает корякскую ярангу, если смотреть на устройство. Зимой же, чтобы сохранить в своем жилье тепло, к чуму они пристраивали специальный вход в виде туннеля.

К слову, только эвены не практиковали езды на собаках в отличие от своих «братьев», других коренных камчатских народов.

Ах, эти чукчи!

О чукчах знают все. Пожалуй, они являются самым известным народом, и отрицать сей факт невозможно. Это северные соседи коряков, которые для охоты активно использовали копья, гарпуны, луки и стрелы. Примечательно, что наконечники для орудий создавались из камня и кости животных.

Чукчи славились мастерством в плане добычи мелкой дичи и птицы, так как использовали для лучших результатов болу и пращу.

В качестве основного средства передвижения у чукчей традиционно использовались олени, но и собачьи упряжки оставались в чести, что сохранилось и по сей день.

Коренные чукчи

Нельзя отрицать и то, что чукчи являются превосходными мореходами, на ура управляющимися с крупными байдарами на 30 человек. Паруса на них изготавливались из оленьей ровдуги, на борта же прикреплялись тюленьи шкуры, надувавшиеся воздухом.

С наступлением лета чукчи обязательно затевали промысловые экспедиции на Анадырь в целях плодотворной охоты. Были налажены торговые отношения с эскимосами.

В качестве резюме

Да, первобытное население Камчатки - это неотъемлемая честь природы. Эти люди жили в полной гармонии с ней, зная в совершенстве свой мир, используя его дары.

Очень многие тайны никогда не будут раскрыты, так как они канули в Лету вместе с народами, но еще есть возможность узнать то, что хранится бережно, что передается из поколения в поколение. Это и есть - история!