Сказки земли Камчатки
Сказки Камчатки отличаются своим своеобразием. Они самобытны, необычны и являются отражением жизни людей того времени.
Каждый народ за время своего существования сумел накопить богатый опыт и отразить его в традиционных сказаниях и легендах. Издавна люди отражали в сказках жизнь своего народа. Не стал исключением и самобытный народ, некогда проживающий на Камчатке.
Как появились сказки Камчатки?
Люди жили в суровых северных условиях. При этом необходимо было ежедневно находить себе пропитание, добывая рыбу, выгоняя на пастбище оленей, собирая дары северной тундры. Так или иначе жители Камчатки были зависимы от сил природы. Собирательство, охота, рыбная ловля - все это давало возможность людям постепенно глубже узнавать родные края. Однако голоду, болезням, стихийным бедствиям люди тогда не могли противостоять. Народ ощущал свое бессилие перед природой. Невозможность противостоять и объяснить природные силы заставляла людей придумывать поистине фантастические объяснения явлениям окружающей среды. Деревья и растения и даже некоторые люди тогда могли быть наделены сверхъестественными свойствами. Так, местные жители представляли, что обитателями вулканов на самом деле были духи, которые именовалась Гамулами. Считалось, что, когда духи готовят себе обед, из вулкана выходил дым.
Сказки о злых духах Камчатки
Древние жители Камчатки верили в существование злых духов, которых обязательно нужно было задобрить. Для этого им приносились жертвы. Каждая хозяйка знала, что для того, чтобы уберечь семью и дом от влияния злых духов, необходимо иметь под рукой фигурки-амулеты, выполненные из дерева либо камня. В каждом поселении имелись свои духи-охранители, они обитали в деревянных столбах с человеческими лицами. Такие столбы ставились в начале каждого селения. Тогда существовали даже охранители сетей и лодок.
Семьи защищали духи предков-покровителей. Самый древний дух предка-покровителя - бабушка (ыллапил). Чуть позже в сказаниях Камчатки появились упоминания об еще одном духе-покровителе - дедушке (аллапил). Предков всегда вспоминали с большим уважением.
Однако люди не всегда могли самостоятельно вести борьбу со злыми духами. В таких случаях они шли за помощью к местным шаманам. Считалось, что именно шаманы имеют способность не только общаться с духами, но и повелевать ими. Люди верили, что в силах шаманов помогать рыбакам и охотникам, усмирять силы природы, изгонять злых духов, из-за которых и происходили все несчастья. Шаманы, как и обычные люди, имели довольно фантастическое представление о мироздании. Однако вместе с этим в своей практике они использовали уже накопленный человеческий опыт, познания о силах природы. Люди всегда шли за помощью к шаманам еще и потому, что те имели знания и о внутренним мире человека, его душевных терзаниях.
Как повседневная жизнь народов Камчатки отражалась в местных сказках?
Стоит учесть, что условия жизни на Камчатке были не слишком благоприятными. Это объясняет то, что местные охотно верили в существование злых и добрых духов. Люди полагали, что все, что происходит вокруг них напрямую связано с действиями этих духов. При этом люди всегда старались уповать на собственные силы.
Практически все местные народы (чукчи, ительмены, коряки) обладали схожим представлением о мироздании. Они считали, что мир делится на три части. В верхнем мире располагалось "небесное существо", которое коряки называли "ныйненом". Оно постоянно наблюдало за человечеством. Существо, жившее на небе ассоциировалась с солнцем, "верхом". Оно не желало людям зла, а наоборот, способствовало мировой гармонии и покровительствовало добрым делам.
Жители Камчатки всегда верили в то, что существуют добрые существа, которые являются хозяевами леса, моря, рек, животных, гор. Так, у ительменов был свой хозяин моря, который именовался Утлейгана. Особенно уважаемым был покровитель рыб - рыбообразный бог по имени Митт. Уважение к этому божеству объяснялось тем что местные жители жили в основном за счет рыбалки. Интересно, что хозяин моря, по представлениям местных жителей, был получеловек-полуморж. В почтении у жителей Камчатки был и хозяин земных зверей по имени Пиля-чуча. Ительмены даже знали, как выглядит это божественное существо. Бог зверей жил на небе и передвигался на птицах. Он носил шикарный воротник из росомахи и не отличался большим ростом. Коряки Чукчи почитали другое божество, покровительствующее зверям - Писвусъын. Он был хозяином оленей, ездил на мышах, а летал на коршунах.
К покровителям животных, рек, гор, лесов, морей люди обращались в тех случаях, когда собирались на охоту, рыбалку. Добиться расположениях злых духов пытались и при выгоне оленей на пастбище. Чтобы угодить богам, необходимо было принести им в жертву пищу. Древние жители Камчатки даже зарисовывали некоторых богов, а изображения всегда носили с собой, что всегда быть под покровительством божественных созданий.
В нижнем мире - под землей обитали злые духи. Они причиняли людям страдания, боль и даже смерть. Именно злые духи были виновниками землетрясений, извержений вулканов, неприхода рыбы, холодов. Ительмены называли злых духов Кана, а коряки - Кала, Камаку. Чукчи же именовали виновников всех бед - Кэле. Злые духи всегда обитали под землёй либо в заброшенных пустынных местах. К людям они проникали через дымоходы, пробирались в очаг. Злые духи могли насылать на людей болезни, смерть и голод.
Чего боялись же древние жители камчатки? Ительмены большего всего боялись появление вблизи своего жилища ящериц. Они принимались за помощников хозяина загробного мира Гаеча. Виновником землетрясений был злой дух Туил, которого всегда сопровождала собака Козей, котораяона постоянно тряслась, стряхивая с себя снег. Местные жители также опасались встречи с карликами, которых именовали пихлачами.
Главные герои сказок местных народов
К главным персонажам сказаний жителей Камчатки относится первый предок чукчей, коряков и ительменов - Ворон. Каждый народ называл его по-разному. У ительменов первопредок именовался Кутхом, у коряков - Куткыннняку, у чукчей - Куркылем. Первыми о Вороне-Кутхе стали упоминать ительмены. После о нем заговорили чукчи и коряки. Интересно, что о Вороне говорится не только в сказках жителей камчатки. Он упоминается в мифах индейцев и эскимосов.
Ительмены верили, что Кутх являлся творителем мира. Он смог спустил с неба горы, землю. Он же сотворил реки и долины. У коряков первопредок не был создателем мира. Он боролся со злыми духами. Чукчи считали, что Ворон создавал оленей, собак, китов.
Кутх создал Камчатку, а после и сам стал местных жителем. Тогда-то он и женился на Мити. Вскоре у них появились дети, о которых тоже говориться в камчатских сказках. Сотворитель Камчатки стал отцом сына Эмемкута и дочки Синаневт. Интересно, что местные жители не боялись Ворона-Кухта. Они в шуточной форме могли даже подтрунивать над ним. Ведь жизнь на Камчатке не отличалась хорошими условиями, поэтому некоторые неудобства можно было свалить на создателя Кутха. Да и сам Кутх считался довольно добродушным, мог шутить. Он своими руками создал жизнь, а потом и сам стал принимать в ней участие. Внешне Кутх являлся воплощением человека и ворона.
Устное творчество жителей Камчатки
Отдельно стоит выделить устное творчество жителей Камчатки. Оно передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. При этом сказки повествуют, как о совсем древних временах, так и о событиях недавнего прошлого. В сказках большое внимание уделяется природе и животным. Во многом это объясняется тем, что древние жители Камчатки были особенно близки с природой. Главные герои сказок быстро перевоплощаются в растения и животных. Явления природы и неживые предметы одухотворяются. В местных сказках человек дружит с животными. Это легко объяснить тем, что животные являются для человека источником существования, а значит, не могут враждовать с ним. Животные же в местных сказаниях всегда наделяются человеческими чертами. Они умеют думать и говорить, строят дома, готовят пищу.
В местных сказках люди всегда выходят на борьбу со злыми духами и побеждают и, благодаря собственной смекалке и силе. Известный герой камчатских сказок - богатырь по имени Тылвал. Он выходит в бой с врагами, помогает собственному народу, спасает его от голода и болезней. При этом каждый местный житель, рассказывая сказку о Тылвале, поселяет его в той местности, где проживает сам. Это и дает местным сказкам особую достоверность, интригует и захватывает слушателя. В сказках о местном богатыре нет места волшебству, а жители уверяют, что все, происходящее с Тылвалом, было и в реальности.
Сказки Камчатки - это своеобразное отражение событий, когда-то происходивших в этой местности. Коренные жители Камчатки и сейчас охотно делятся сказаниями о родной земле.
Популярные туры Kamchatkaland
Готовые программы для вашего путешествия и отдыха по Камчатке