8 800 777-57-80 (звонок бесплатный 24/7)
Ru
En

Коренное население Камчатки

Камчатка - один из малонаселенных регионов. К ее коренным жителям относятся коряки, ительмены, эвены, алеуты, а в результате смешения с русскими образовалась еще одна нация - камчадалы. Среди ведущих занятий этих народов - оленеводство, рыболовство.

По сравнению с другими российскими регионами, Камчатка является одним из наименее населенных участков страны — на одного человека приходится около 16 км2 территории. При этом почти 85% населения составляют городские жители, поэтому фактическая плотность живущих на полуострове людей еще ниже.

население Камчатки

На Камчатке встречаются лица 176 национальностей, этнических групп и народностей. На первом месте находятся русские, на долю которых приходится около 252 тысяч человек, что соответствует 83% от всего населения. На втором месте по численности находятся украинцы, процент которых достигает 3,5%, а третье место досталось корякам — коренному населению полуострова. На их долю приходится немногим более 2% населения.

Число других национальностей и народностей, как коренных, так и переселенцев, проживающих на Камчатке, значительно скромнее. Доля каждой из этих национальностей не достигает даже 0,75% от общего числа жителей полуострова. К этим народностям относятся ительмены, татары, белорусы, также эвены, камчадалы, алеуты, корейцы и чукчи.

Количество людей, населяющих Камчатку, достигает 360 тысяч, большая часть которых проживает в Петропавловске-Камчатском. В основном люди расселены по побережью, что объясняется благоприятными условиями и рыбной специализацией полуострова. Так, коряки, в основном населяют северную и центральную часть региона, а ительмены занимают юго-западные районы полуострова. Эвены создали компактные группы и расселились на территории Олюторского, Быстринского и Пенжинского районов, алеуты проживают в Алеутском районе (остров Беринга), а чукчи населяют север полуострова в Пенжинском и Олюторском районах.

Коряки

Общее число людей, представляющих эту народность близко к 8 000, из которых на Камчатке проживают около 6,6 тысяч человек. В большинстве своем эти люди населяют Корякский округ, Магаданскую область и Чукотский АО.

Коряки сейчас изъясняются на русском языке, однако их историческим языком считается корякский, составляющий ветвь чукотско-камчатской языковой семьи.

Представителей этой народности делят на две этнические группировки: тундровых и береговых коряков.

Тундровые коряки (их самоназвание звучит как чавчувены — т.е. оленеводы) ведут в тундре кочевой образ жизни, параллельно разводя оленей. Эти животные обеспечивали людей всем необходимым: мясом для еды, шкурами для изготовления одежды, а также для строительства яранг (переносных жилищ). Кости оленей у чавученов шли для орудий труда и предметов быта, а жир использовался для освещения яранг. Кроме того, именно при помощи оленей люди перемещались по тундре. Внутри народности имеется разделение на несколько субэтносов: паренцев, апукинцев, каменцев и интанцев.

Береговых коряков (самоназвание которых — намыланы) отличает оседлый образ жизни и занятие рыболовством. Для ловли рыбы намыланы использовали сети, изготовленные из волокон крапивы, в море ходили на байдарах, обтянутых шкурами животных. Родной язык этой народности — алюторский. Намыланы делятся на алюторцев, паланцев и карагинцев.

Коряки известны своими домашними промыслами: резали по кости, дереву, обрабатывали металлы, плели, вышивали бисером, изготавливали ковры из шкур оленей, занимались пошивом национальной одежды.

Верующие коряки в большинстве своем являются православными христианами, однако, с сильными остаточными пережитками шаманизма. Проживают эти люди в ярангах — особых переносных чумах.

Ительмены

Еще одна народность Камчатки, считающаяся коренной — это ительмены. Их общее число составляет около 3,2 тыс. человек, из которых 2,4 тыс. живут в Камчатском крае, а остальные населяют Магаданскую область. Наиболее плотно ительмены заселили Тигильский и Мильковский район Камчатского края, а также Петропавловск-Камчатский. Язык, на котором изъясняются представители этой народности — русский, однако традиционным наречием ительменов является ительменский, который на данный момент считается умирающим. Относится он к ительменской ветви чукотско-камчатской языковой семьи.

Что касается вероисповедания, то ительмены причисляются к православным христианам, но, также как и в случае с коряками, с сильными пережитками древних культур.

В древности ительмены селились преимущественно на побережьях рек, так как основным занятием представителей народности было рыболовство. Также ительмены много охотились на лисиц, медведей, соболей, горных баранов. Еще их добычей становились морские звери: каланы, сивучи, тюлени. На втором месте в деятельности ительменов была заготовка дикорастущих трав и кореньев. Жили эти люди в зимних и летних, а также во временных и постоянных жилищах.

Одежду ительмены шили из лисиц, соболей, евражек, собачьей кожи, снежных баранов. Предметы гардероба отличались наличием многочисленных кисточек, изготовленных из горностая, множеством опушек, расположенных по капюшону, вороту, рукавам и подолам.

Камчадалы

Еще один субэтнос Камчатки, считающийся коренным — камчадалы. Их считают ответвлением русской национальности, так как они являются потомками первейших русских переселенцев полуострова. Представителей этой народности насчитывается около 1,9 тыс. человек, 1,6 тыс. из которых населяют Камчатку, а около 300 человек проживают в Магаданской области.

Эта группа начала складываться в середине 18 века и становилась все больше и больше по мере заселения полуострова русскими переселенцами. Образ жизни и система хозяйства была перенята русскими от местных жителей.

Язык камчадалов гортанный, очень отличающийся от языка коряков. К середине 19 века камчадалы говорили на трех наречиях, одно из которых было распространено в долине реки Камчатка, а второе — в долинах двух рек (Быстрой и Большой), очень смешанное с русским языком. Третье, пенжинское наречие, считается наиболее чистым. Сейчас камчадалы говорят на русском языке, крещены и проживают в избах, похожих на русские.

Чукчи

Соседями коряков с северной стороны были чукчи или «оленные люди», часть которых переселилась на полуостров Камчатку. Чукчи охотились на водоплавающих птиц и дичь при помощи лука со стрелами. Также в их арсенале имелись гарпуны и копья. В качестве средства передвижения использовались не только олени, но и собачьи упряжки.

Чукчи отличаются прекрасными мореходными умениями, используя для перемещения по водоемам байдары на два-три десятка человек. Квадратные паруса, используемые во время дуновения попутного ветра, изготавливались из оленьей замши, а надутые воздухом шкуры тюленей давали судну большую устойчивость во время путешествий на волнах.

В летние месяцы чукчи ездили в промысловые экспедиции для охоты на реку Анадырь, осуществляли торговлю с эскимосами.

Эвены

Эта малочисленная народность именовалась ламутами, а самоназвание этноса «эвын», то есть местный житель, и легло в основу названия нации. Эвены населяют территорию Тигильского и Быстринского районов Камчатской области, говорят на эвенском языке, а по культуре и происхождению особенно близки к эвенкам.

Жили эвены в чумах коническо-цилиндрической формы, напоминающих яранки коряков. Зимой для дополнительного сохранения тепла чум дополняли входом в виде туннеля — тамбуром.

Что касается одежды, то эвены носили распашные наряды, а не глухие, как у коряков, ительменов и чукчей. Собак эвены использовали зачастую не для езды, а для охоты, причем, «натаскивали» каждую особь на определенного зверя. А для перемещения представители этой народности использовали оленей и даже вывели особую породу животного для езды — ламутскую.

Береговые эвены, помимо охоты и оленеводства, морским зверобойным промыслом и рыболовством, занимались кузнечным делом.

Алеуты

Алеуты — народность, также населяющая территорию Камчатской области, в частности остров Беринга. Самоназвание этой этнической группы — «унанган», что означает «прибрежные жители», а название «алеуты» было дано им русскими.

Основными занятиями алеутов была охота на морских котиков, каланов, сивучей, а также рыболовство. Алеуты занимались собирательством, изготавливали орудия из кости, дерева, а также заготавливали на зиму птичьи яйца, используя для этого сивучий жир.

По острову Беринга эти люди передвигались на нартах с запряженными собаками, а на острове Медном для зимнего времени использовались широкие и короткие лыжи. Жили алеуты в полуподземных юртах.

Расовая принадлежность населения Камчатки

Ительменов и коряков этнологи относят к представителям малой арктической расы, которую по-другому именуют эскимосской и считают северной ветвью крупной монголоидной расы. Причем эта субраса по собственным антропологическим характеристикам более близка к тихоокеанским, а не к континентальным монголоидным.

Что касается камчадалов, то они относятся к смешанной расе с признаками как монголоидных, так и европеоидных особенностей. Камчадалы — это плод смешения древнего коренного населения Камчатки с русскими людьми, а тип их расы нередко называют уральским.

Изменение численности населения Камчатки

Последние сотни лет значительно повлияли на сокращение числа коренного населения. Это произошло по нескольким причинам:

  • Эпидемии, унесшие жизни огромного числа аборигенов;
  • Истребление местных жителей из-за проводимой колониальной политики;
  • Культурная ассимиляция, проходимая в более позднее время. Дело в том, что со временем стало немодно быть представителем коренной национальности, поэтому метисы предпочли считаться русскими.

Перспективы развития коренных народностей Камчатки очень неопределенные. Правительство РФ стало побуждать представителей этих этнических групп к самоопределению с целью подтверждения ительменской, корякской и камчадальской национальности, стимулируя людей несколькими видами льгот. Однако для распространения этих самобытных культур таких мероприятий мало, так как сейчас налицо все признаки их вымирания. К примеру, даже если число ительменов по сравнению с данными 1980 года увеличилось более чем в 2 раза, то количество представителей этой народности, говорящей на ительменском языке не достигает и сотни человек.

Для восстановления и последующего сохранения культуры малых народов, населяющих Камчатку, необходимы большие финансовые вложения, объем которых зависит от того, насколько население полуострова готово их освоить.

Форма обратной связи

Чтобы забронировать тур или получить консультацию о путешествии на Камчатку, напишите нам через эту форму. В ближайшее время на ваш запрос ответит менеджер Анастасия.

Анастасия

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Форма обратной связи

Чтобы забронировать тур или получить консультацию о путешествии на Камчатку, напишите нам через эту форму. В ближайшее время на ваш запрос ответит менеджер Анастасия.

Анастасия

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Получить гид по снаряжению