8 800 777-57-80 (звонок бесплатный 24/7)
Ru
En

Морской порт Камчатки

Камчатский порт – самый северный из незамерзающих гаваней России. Ежегодно там обрабатывается около 1 млн тонн груза. Намечен план развития, согласно которому порт станет отправной точкой Северного Морского Пути и будет принимать круизные лайнеры со всего мира.

Порт на Камчатке построен на востоке полуострова, в центре города Петропавловск-Камчатский. Для страны он имеет важное стратегическое и экономическое значение. Это один из двух не замерзающих портов в регионе. К тому же, самый северный.

порт Камчатка

Характеристика

Статус: свободный порт.

Местоположение (где находится): Авачинская бухта.

Характеристика бухты — внутренний водоем, второй по размеру в мире, гавань имеет 18 км среднюю глубину и 28 км максимальную. Ее площадь 215 квадратных км. Расстояние до международных судоходных линий — 150 морских миль. Внешняя гавань Петропавловской губы — акватория современного порта.

  • Грузооборот — 1 млн тонн.
  • Количество причалов — 12.
  • Могут заходить суда длиной до 200 м, шириной до 25 м, осадкой до 9 м.
  • Имеет 10 портальных кранов.
морской порт камчатка

Для обработки и временного хранения грузов порт имеет специальные склады и площадки, на которых разгружаются зерно, материалы деревопереработки и строительный лес, металлолом, техника. А также контейнерные грузы. Есть места для временного хранения грузов по распоряжению таможни.

Проводится разгрузка не только непосредственно на причал, но и сразу на автотранспорт, на другое грузовое судно, на судно-хладокомбинат или корабль-мелькомбинат.

Порт предоставляет следующие услуги:

  • предлагает аренду технических средств для работ разного профиля;
  • выполняет водоснабжение судов, стоящих у причала и снятие с них мусора;
  • имеет службу береговых швартовщиков;
  • оформляет соответствующие документы на грузы.

История порта

История Камчатского порта тесно связана с Авачинской губой, где сейчас построен Петропавловск-Камчатский, и, следовательно, порт. Экспедиция, состоявшая из казаков под руководством казака Родиона Преснецова, открыла Авачинскую губу в 1703 году. Несколько раньше, в 1697, полуостров специальным указом царя был присоединен к России.

морской торговый порт Камчатка

Начало

В 1740 году, высадившись на берег Авачинской губы, Иван Елагин, штурман русской исследовательской шхуны, стал искать оптимальную точку для строительства остро необходимой здесь гавани. И решил, что это будет небольшая бухта, прикрытая Никольской сопкой. Она называлась Ниакиной и идеально подходила по всем параметрам. Тогда Елагин начертил план, включив в него и уже имеющиеся тут постройки. Это стало первым изображением будущего порта и гавани.

6 октября 1740 г здесь, в еще не оборудованной экватории, встали на якорь два корабля — «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел», принадлежавшие экспедиции Беринга. Это событие и явилось началом Петропавловского порта.

Долгое время ни новый порт, ни образовавшееся при нем поселение не развивались, хотя сюда постоянно заходили корабли. Гавань стала активно отстраиваться лишь в 1779 году, тогда ее комендантом стал Василий Шмалев. Именно при нем тут возвели сразу шесть портовых батарей. В период командования Шмалева сюда заходили корабли Джеймса Кука, Лаперуза и Г. Сарычева и других мореплавателей — первооткрывателей.

на пристани

Авачинская губа занимала очень выгодное расположение. Именно поэтому в XIX столетии она быстро стала удобной базой русских мореплавателей, совершавших кругосветные и полукругосветные путешествия. Суда практически всех великих мореплавателей, оказывавшиеся в этой части Тихого океана, вставали на якорь в Петропавловской гавани. Здесь сходили на берег И.Ф. Крузенштерн, В.М. Головин, Ф.П.Литке и многие другие.

В 1822 году вышло новое императорское распоряжение, регулировавшее статус Камчатки. Распоряжаться всем полуостровом теперь имел право начальник гавани. А поселок Петропавловская гавань оказался центром полуострова, там размещалась администрация.

В 1849 году Н.Н.Муравьев, который в то время был генерал-губернатором Восточной Сибири, издал указ о переносе Охотского порта в Петропавловскую гавань. И после такого слияния Петропавловский порт по тому же распоряжению назначался основным на этом побережье Тихого океана. Спустя год его командиром стал Василий Завойко.

В том же году был сооружен Петропавловский маяк у самого входа в бухту, обеспечивавший безопасность судов в ночное время.

Героические страницы порта

Одним из самых значимых событий в истории порта стала его защита в период Крымской войны.

Англичане и их союзники придавали большое значение дальневосточному краю и морским портам, находящимся на русском побережье Тихого океана. Поэтому сюда были отправлены военные корабли коалиции.

17 августа 1854 года вражеская военная эскадра появилась на горизонте в Авачинской бухте. А 24 августа началось сражение, во время которого неприятелем был высажен десант на Никольскую сопку. Там произошла практически рукопашная схватка, после которой противник отступил, и его корабли ушли из бухты. О мужестве гарнизона порта стало известно в Крыму. После этих военных событий Петропавловский порт уже не имел статус главного в этом регионе, отдав бразды правления Николаевску-на-Амуре.

погрузочный кран

Новая история старой гавани

В 1943 году для практически умиравшего порта началась новая жизнь. Тогда наркомом морского флота СССР П.Ширшовым был издан приказ за номером 336, он предписывал организовать морской порт в Петропавловске — Камчатском. Такая гавань была нужна для принятия и дальнейшей обработки и отправки в европейскую часть воевавшей страны большого количества грузов, шедших по ленд-лизу.

Дата 23 октября, когда вышел приказ, считается днем основания порта. Его отстроили за короткое время силами военных и инженеров и рабочих из числа местного населения. На первом этапе на строительстве работали практически вручную. Но несмотря на все трудности уже в 1944 на востоке Ниакинской гавани смонтировали 100-тонный кран. И в апреле того же года тут стали принимать первые грузы. Обновленный порт сыграл не последнюю роль на последних этапах войны.

ремонт судов

Современные морские ворота на Камчатке

Порт подвергся большой реконструкции во второй половине прошлого века. Тогда выходили на мощность более 3 млн тонн. Строительные материалы для населенных пунктов, которые активно возводились на полуострове, оборудование для воинских частей, дислоцировавшихся тут — вот основной характер грузов.

Далее начался кризис, и в 1994 обрабатывали всего лишь 480 тысяч тонн. Но несмотря на все сложности в экономике гавань удалось сохранить. Теперь в порту перерабатывается примерно до миллиона тонн грузов в течение года.

корабли в доках

В 2016 году тут построили третий за историю гавани морской вокзал. Для порта это важный объект. Именно здесь теперь будет находиться служба капитана порта, полиция и пограничники и таможенники.

Сейчас начал работу первый морской рыбный терминал, в работе которого принимают активное участие основные службы порта. Гавань предоставляет терминал для контейнеров, склады, принимает и обрабатывает рыболовецкие суда из всех стран, которые зашли сюда, и оказывает им практически все виды портовых услуг.

Основными грузами, перерабатываемыми тут, стали контейнерные перевозки, материалы для строительства разного типа, грузы каботажные, автомобили и техника, металлолом и руда.

Грузы отправляются по всему миру, больше всего их идет в Китай и Южную Корею.

морской торговый порт

Планы на будущее развитие порта Камчатки

Порт на Камчатке стремительно развивается, и сейчас существует несколько основных направлений дальнейшей работы по модернизации:

  • организация встречи туристических судов. Для этого необходимо построить грузопассажирский терминал на мысе Сигнальном, а имеющуюся там пристань для насыпных грузов вывести за город;
  • строительство нового причала для больших круизных лайнеров, чтобы они могли швартоваться непосредственно у морского вокзала ;
  • развитие Северного морского пути — подготовка базы для его деятельности. Этот маршрут может стать альтернативным Суэцкому каналу;
  • развитие портового хаба для разных направлений — для Канады и Северной Европы, а также стран тихоокеанского бассейна;
  • углубление дна для приема судов большого водоизмещения;
  • обновление состава судов: необходимо иметь суда ледового класса, атомоходы, судно-лихтеровоз.

Форма обратной связи

Чтобы забронировать тур или получить консультацию о путешествии на Камчатку, напишите нам через эту форму. В ближайшее время на ваш запрос ответит менеджер Анастасия.

Анастасия

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Форма обратной связи

Чтобы забронировать тур или получить консультацию о путешествии на Камчатку, напишите нам через эту форму. В ближайшее время на ваш запрос ответит менеджер Анастасия.

Анастасия

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Получить гид по снаряжению